Психология тренировок

KLETKA Блог Андрея Басынина

тренер Андрей Басынин

Есть мнение, что я сильно давлю на людей: кричу на тренировке, ругаюсь, когда занимающиеся  неправильно делают.

Я думаю здесь надо определиться с тем, на кого я кричу, и на кого я ругаюсь.

Если новичок пришел в группу начинающих, то от него я не жду того, что он будет сразу идеально всё делать и с полуслова понимать то, что я от него требую. Я понимаю, на каком этапе он сейчас находится. Это как от первоклассника требовать понимать тему пятого класса. Поэтому я и спокоен, когда тренирую группу для новичков.

У меня есть вопрос к людям, которые занимаются не один год.

Для чего мы тренируемся?

Для того что бы уметь бить? Уметь бросать? Уметь делать болевые?

Я вам скажу что, нет.

Мы тренируемся для того, чтобы управлять своим телом, уметь контролировать его. Это как учиться в пятом классе и требовать, чтобы вам постоянно напоминали материал первого класса.

Что происходит с нашим телом, когда мы совершаем одни и те же движения?

Правильно, мы их запоминаем, и раз за разом эти движения становятся более отточенным. Будем называть это мышечной памятью. Но здесь, как и в школе, один учится на пятерки другой на двойки. Как тренер я вижу, кто и как усваивает материал, знаю, кто на каком уровне выполняет ту или иную технику.

Когда спортсмен делает движение хорошо, я его перевожу на следующий уровень: добавляю акценты в это движение для того, чтобы оно исполнялось ещё техничнее. В итоге, через некоторое время движение отработано настолько, что неважно, в каком положении, в какой ситуации находится спортсмен — он не задумывается, как это движение делать правильно. Это называется — довести движение до автомата.

Невнимательность.

Бывает, что после объяснения задания, занимающийся по-прежнему делает его неправильно. Но после того как отдельно конкретно для него объяснишь повторно, он делает правильно. Я называю это невнимательностью.

Почему нельзя сделать упражнение после первого объяснения? Зачем нужно делать неправильно, ждать отдельного объяснения,  чтобы  только потом сделать упражнение корректно? Я говорю сейчас о тех, кто уже умеет двигаться и тренируются не первый месяц. Это именно им не нравится, когда я повышаю голос. Только для меня это не крик, а эмоции.

Я переживаю за каждого. Бывает, я спрашиваю: «Почему когда я спокойно объясняю упражнение, вы не понимаете? А когда начинаю повышать голос, вы сразу понимаете?» При эмоциональном объяснении устаешь быстрей. Также я могу это объяснить с точки зрения психологического вампиризма, и здесь надо приводить примеры. Поэтому не будем увлекаться. Я могу объяснить это так:

Есть люди, которые подсознательно требуют к себе внимания.

И это у них получается как будто неспециально: делать неправильно (когда ты им говоришь об этом, то обычно они с этим не согласны. И неудивительно). При этом я знаю, что они могут это делать, и знают, как делать упражнение правильно.

Действительно, есть люди, которые просто не очень внимательны, но им достаточно сказать или сделать жест, чтобы они тут же исправились, иногда даже показывая своим видом, что были невнимательны.

А есть такие персонажи, которые могут всё делать правильно, но всегда пытаются показать, что они могут ещё больше. Назовем их выскочками. Обычно они недолго остаются в группе, т.к. они будто и могут, но когда начинается настоящая работа, они сдуваются и уходят туда, где опять могут показать себя во всей красе. Такие люди очень долго тренируются в группах для новичков или среднего уровня.

Я хочу чтобы вы учились и, придя в зал, не искали для себя поблажки под предлогом возраста, невнимательности или усталости. И самое главное, ваше ЭГО: я умею, я смогу, я покажу, я понимаю, я вижу… Всё это лучше оставить дома.

Андрей Басынин рассказывает психологические аспекты тренировок